Автоимпортеры борются со спецпошлинами в суде

Автоимпортеры борются со спецпошлинами в судеВчера Окружной административный суд Киева впервые рассмотрел иск о законности их введения, однако перенес заседание на 30 апреля.

Этот иск был подан по инициативе Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД).

Ассоциация хотела добиться от представителей Министерства экономического развития и торговли и Межведомственной комиссии по международной торговле признания того, что в марте в газете «Урядовий кур'єр» было опубликовано именно «решение» комиссии о введении заградительных пошлин, а не просто «сообщение», пояснил генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. Именно такую трактовку и признал суд, и сегодня ассоциация подаст иск уже об отмене пошлин.

Решение «О введении специальных мер в отношении импорта новых легковых автомобилей в Украину» было опубликовано 14 марта в «Урядовому кур'єрі». Согласно тексту документа, размер спецпошлин составит 6,46% на автомобили с рабочим объемом цилиндров двигателя 1-1,5 л и 12,95% — на автомобили с объемом 1,5-2,2 л. Дополнительные спецпошлины вводятся на три года. Такое решение было принято на заседании Межведомственной комиссии еще 28 апреля 2012 г.

«В прошлом году правительство не решилось ввести новые заградительные пошлины, что было связано с приближающимися выборами в парламент», — сказал юрист адвокатского объединения «Волков и партнеры» Андрей Заблоцкий. Сегодня на ввоз автомобилей действует единая ставка пошлины в размере 10%.

Инициатором введения новых мер выступила Ассоциация украинских автомобилепроизводителей «Укравтопром», говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Как рассказали представители трех игроков на автомобильном рынке, «Укравтопром» лоббировал интересы трех украинских компаний — «Запорожского автомобилестроительного завода» (ЗАЗ, входит в «УкрАВТО», контролируется нардепом Тариэлом Васадзе), «Еврокара» (входит группу компаний «Атолл Холдинг», основным совладельцем которой является председатель правления Олег Боярин) и «Богдана» (основной владелец — Олег Свинарчук).

Правительственные меры позволят отечественным производителям нарастить объемы производства, полагает директор информационной группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий. С 2007 г., по данным «Укравтопрома», производство автомобилей на отечественных заводах уменьшилось на 81,6% — до 69,7 тыс.

Сегодня в Украине, по словам Омельницкого, ни один завод не выпускает модели автомобилей украинской разработки. Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ) еще в 2002 г. снял с производства автомобиль «Волинянка», ЗАЗ в 2008 г. отказался от производства «Таврии», а в 2011 г. — «Славуты». Омельницкий уверен, что украинские производители выпускают устаревшие марки автомобилей: Lanos собирается по лицензии Daewoo от 1997 г., а модели Lada 2110 и 2111 (корпорация «Богдан») сняты с производства российского лицензиара «АвтоВАЗ» еще в 2007 г.

«Местные заводы могли бы восстановить на своих мощностях фактически свернутую сборку моделей Kia, Hyundai, Chevrolet, Chery и тем самым поправить свое положение на не­определенное время», — говорит Омельницкий. Эти модели являются лидерами по продажам, добавляет эксперт, но их сборка была прекращена из-за понижения в 2008 г. ввозной пошлины на иномарки с 25% до 10%. При таком размере пошлины экономически выгоднее завозить готовые автомобили из-за рубежа, чем сначала покупать комплектующие, а после собирать их в Украине.

По подсчетам AUTO-Consulting, в структуре продаж автомобили с объемом двигателя 1,0-2,2л занимают около 80%. Омельницкий говорит, что на рынке не так уж и много автомобилей с объемом двигателя до 1,0л — практически это только корейская Daewoo Matiz и китайская Chery QQ. В сегменте с объемом двигателя более 2,2л присутствуют около 300 моделей автомобилей — все они внедорожники, автомобили класса Е, среди которых самые распространенные — японские Toyota Camry, Nissan Teana и другие.

Когда стало известно о введении дополнительных спецпошлин, импортеры стали прогнозировать уменьшение ассортимента и увеличение цен. «Импортеры сейчас ввозят из России Hyundai Accent двух модификаций — с объемом двигателя 1,4 л и 1,6?л.

После введения спецпошлин последнюю модель они ввозить перестанут и переключатся на автомобили с 1,4л, на которые импортная спецпошлина ниже, чем на 1,6л», — приводит Омельницкий примеры и добавляет, что от введения заградительных мер выиграют импортеры, торгующие автомобилями с дизельным двигателем, которых не коснулось введение нормы. По оценке AUTO-Consulting, сейчас доля «дизельных» автомобилей в структуре продаж составляет 6-7%, а после введения спецпошлин она возрастет примерно вдвое.

Прогнозы относительно ассортимента начинают сбываться. По словам Олега Назаренко, автоимпортеры уже начали отказываться от ранее заказанных партий новых автомобилей. В частности, прекратили завозить новые Nissan Almera и Citroen C4.

Назаренко утверждает, что нововведение спровоцирует подорожание иномарок с объемом двигателя 1-1,5 л почти на 7,8% (6,46% + НДС с пошлины 1,3%) и с объемом двигателя 1,5-2,2 л — на 15,6% (12,95% + НДС с пошлины 2,6%), но это не поможет восстановить отечественный автопром.

Эксперт отмечает, что нужно разработать системную программу для развития отрасли — предоставить местным игрокам льготы, а взамен потребовать от них наладить полное производство автомобилей. «А ввод пошлин на импорт — это путь в никуда. Через три года, когда пошлины отменят, отечественные автопроизводители опять начнут их лоббировать», — заключает Омельницкий.

Грядущее введение заградительных мер резко активизировало продажи автомобилей. По данным AUTO-Consulting, в марте было реализовано более 19 тыс. машин, что почти на 60% больше, чем в предыдущем месяце. В топ-3 брендов попали Hyundai, Geely и Kia. Участники авторынка пока не отмечают роста цен. «Системного повышения цен на автомобили еще не было — лишь точечные изменения по некоторым брендам», — говорит первый вице-президент группы компаний «ВиДи Груп» Артем Ткаченко.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *