Ударим светом по аварийности на дорогах

Ударим светом по аварийности на дорогах С 1 октября при выезде за пределы населенных пунктов водители обязаны включать ближний свет фар или дневные ходовые огни (ДХО). К этому обязывает вступившая в силу весной новая редакция правил дорожного движения (ПДД), призванная повысить безопасность на дорогах.

Да будет свет!

На заре независимости Украины такая мера повышения заметности транспортных средств на дорогах в осенне-зимний период уже принималась, но вскоре была отменена. Новая редакция ПДД вступила в силу в апреле, и в полной мере прочувствовать ее на себе водители еще не успели, ведь требование ездить со светом за городом действует только с 1 октября по 1 мая, да и ГАИ в первый месяц была лояльной к нарушителям. Теперь можно ожидать, что инспекторы возьмутся за них со всей строгостью и будут напоминать забывчивым водителям о новых нормах протоколами. Штраф за невыполнение составляет от 25 до 30 необлагаемых минимумов, то есть от 425 до 510 грн, согласно части первой статьи 122 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Не все однозначно

По словам заместителя главы общественной организации «Дорожный контроль» Егора Воробьева, дневные ходовые огни отличаются от дневного света направлением светового пучка: фары освещают асфальт, они направлены вниз, чтобы не слепить других водителей, ДХО — вверх, чтобы в дневное время их было лучше видно.

Попытки автовладельцев, установивших ДХО, сделать все по закону и зарегистрировать переоборудование наталкиваются на непонимание и бюрократию в органах власти, которые должны заниматься этим узакониванием. В законодательной базе нет нормативных документов, регламентирующих требования к ДХО, есть только расплывчатая формулировка в ПДД.«В Украине существует служба, призванная усложнять жизнь автолюбителям, — говорит Воробьев. — В ГАИ считают, что установка ДХО — это переоборудование автомобиля, ссылаясь на пункт правил 31.4.3 а». В соответствии с ним запрещено использовать внешние световые приборы, количество, тип, цвет, размещение и режим работы которых не отвечают требованиям конструкции транспортного средства. «Что скрывается за этой формулировкой, могут знать только инженеры, создавшие транспортное средство, но никак не сотрудники ГАИ», — уверен эксперт.Переоборудование транспортного средства без надлежащей фиксации в техпаспорте может подвести владельца под ту же статью 122 КоАП Украины и штраф в размере все тех же 425 или 510 гривен. И при этом не избавит от необходимости все же включать ближний свет фар. Более того, до конца остается непонятным вопрос: как именно и на основании какой компетенции рядовой инспектор ГАИ на дороге будет принимать решение о том, являются ли конкретные ходовые огни на автомобиле частью заводской комплектации или были установлены в гаражах. водителей в рамках исследования компании «Украинский автомобильный ассистанс», у большинства вызывает недоумение требование включения света в темное время суток. В новых ПДД темное/светлое время суток четко регламентировано как время между заходом и восходом солнца. После захода, в сумерках, теперь обязательно должен быть включен свет. Вот только водители недоумевают: как определить «время Ч» самостоятельно, на глаз.

Предлагались и другие нововведения, направленные на повышение безопасности, но Кабмину не хватило духу принять все изменения. ГАИ хотела одеть водителей в темное время суток (при выходе на проезжую часть) в световозвращающие жилеты, а пешеходов обязать носить фликеры для обозначения на темных улицах, особенно вне населенных пунктов. Предложение не встретило одобрения в обществе, которое восприняло его как очередной способ отъема денег, и не было принято. В проекте осталось и требование обязательно использовать соответствующие сезону покрышки, чтобы избежать массовых ДТП в первые снежные дни, которые в народе уже давно окрестили «днем жестянщика».

Зато в ПДД перекочевали изменения, которые являются не самыми важными. Так, появились новые информирующие знаки и дополнения к ним, законный статус обрела синяя парковочная и оранжевая временная разметка, а парковаться на газонах официально запретили. Как показал опыт первого полугодия действия новых ПДД, мало кого это останавливает, и ни об одном выписанном за подобное нарушение штрафе ГАИ на отчиталась. Никто за юридической помощью при ДТП во время выездов/стоянок на газонах не обращался. По данным исследования «Украинского автомобильного ассистанса», 98% водителей не сталкивались с наказаниями за нарушения новых ПДД.

Собака лает, караван идет

Тенденции изменений в ПДД однозначны — ужесточение норм, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Не за горами возвращение автоматической фотофиксации нарушений скоростного режима и пресловутых «писем счастья», под которые вот-вот подведут законодательную базу.

Казалось бы, такие изменения можно только приветствовать, но в своей массе водители недовольны и видят во всех инициативах ГАИ только коррупционную составляющую. Видимо, чтобы убедить владельцев автомобилей в благих намерениях, ГАИ нужно сделать равными как перед системой автоматической фиксации, так и перед живым инспектором на дороге водителей автомобилей всех марок, независимо от номерных знаков и удостоверений в карманах.Стремление правительства повысить безопасность на дорогах можно только приветствовать. А вот тот факт, что стремление это работает близко к принципу «Шаг вперед — два назад», — нет. Возникает резонный вопрос о целесообразности всех инициатив. Может быть, ГАИ просто решила добавить еще один повод для отъема денег у населения?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *