Японцы уходят из Китая?

Японцы уходят из Китая?По данным консалтинговой компании в автомобильной сфере AlixPartners, в 2012 г. годовые продажи легковых автомобилей и минивэнов оставались на 9% и 14% ниже, чем до кризиса, в США и Западной Европе и восстановились до уровня 2007 г. в Японии.

В то же время продажи машин в Поднебесной повысились более чем вдвое — до 18,6 млн, и это позволило стать китайскому авторынку крупнейшим в мире.

«Спада фактически не произошло, — сказал Билл Руссо, бывший руководитель компании-автопроизводителя в США, работающий сейчас в Пекине в консалтинге по авторынку. — Доля Китая в мировом авторынке существенно выросла в 2009 и 2010 гг.».

Toyota и Honda упустили эти возможности. Вместе с Nissan совокупная доля «большой тройки» японских автопроизводителей на китайском рынке в первой половине года обвалилась с более чем 25% до всего лишь 15% год к году.

У Toyota и Honda, по крайней мере, есть оправдания. Японские автопроизводители исходят из более низких целевых показателей для китайского рынка, особенно во времена политического напряжения между этими двумя крупнейшими азиатскими экономиками.

Китайские националистические страсти разгорелись в сентябре минувшего года, после того как правительство Японии приобрело спорные острова Сенкаку (называемые в Китае Дяоюйдао) у частного владельца. Японские компании приостановили производство, когда толпы разъяренных людей атаковали их машины и дилерские центры.

Некоторые китайские водители ловко поставили толпу перед моральной дилеммой и сохранили свои японские автосервисы и автомобили, наклеив на них изображения китайского флага и другую патриотическую символику.

«Мы сразу же потеряли 50% продаж», — заявил генеральный директор Nissan Карлос Гон, представляя в начале этого месяца результаты за первую половину года. Этот автопроизводитель до сих пор не вернул свою долю рынка 7,7%, которая у него была до спора.

Продажи автомобилей Toyota тоже стремительно упали — многие потребители отменяют заказы и избегают салонов этого бренда. Компания вынуждена была временно сократить производство на некоторых заводах на 60%.

Руководители японских автокомпаний признают: серьезность инцидента застала их врасплох, тем более что предыдущие геополитические обострения существенно не влияли на производство.

«Японские автопроизводители ощущают, что [когда дело доходит до] ведения бизнеса в Китае, они находятся в разных условиях с западными коллегами, — отметил представитель отрасли. — Им всегда приходится преодолевать политические проблемы прошлого».

Иво Науманн, управляющий директор компании AlixPartners в Шанхае, говорит: «Самая большая проблема [в связи с такими инцидентами] возникает у дилеров. Если продажи падают или вам бьют окна раз в три или четыре года из-за каких-то дурацких политических проблем, возникает вопрос: а нужно ли продолжать работать?».

Забастовки рабочих автопрома в 2010 г. ознаменовали начало конца преимущества китайской дешевой рабочей силы. В первую очередь это ударило по японским автомобильным заводам в южном Китае. Протесты подпитывала давняя обида на бывшего военного противника страны.

Однако многие аналитики не согласны, что геополитика — главная причина плохих результатов Toyota и Honda в Китае в последние годы.

Вместо этого они указывают на недостаточное расширение заводов, низкий уровень локализации и другие стратегические ошибки, допущенные до того, как разразился последний кризис в китайско-японских отношениях.

Согласно консалтинговой компании по исследованиям рынка LMC Automotive, собирающей данные о каждом игроке, после прошлогоднего упадка продажи Toyota в сентябре 2013 г. выросли на 45% год к году, а продажи Honda и Nissan в Китае удвоились. Однако совокупные продажи трех компаний за три квартала 2013 г. преимущественно не изменились или немного снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, даже при том, что рынок в целом вырос на твердые 15%.

«Японские автопроизводители оценивали рынок негативно, — подтвердил Науманн. — Им просто не хватило мощностей. Спрос был, но они не могли удовлетворить его».

В частности, Toyota существенно недооценила темпы роста рынка. 2008 г. стал благоприятным для Toyota в Китае — компания достигла рыночной доли в 10% и стала вторым после Volkswagen брендом в стране по объемам продаж.

Но когда разразился мировой финансовый кризис, она заморозила развитие своего главного завода в Чанчуне (северо-восточный центр автопрома) и отложила утверждение расширения производственных мощностей на других заводах.

Это предприятие, которое изначально должно было начать выпуск продукции в 2010 г., в итоге открылось в прошлом году с мощностями в 100 тыс. автомобилей в год.

«Мы никогда не думали [о Китае] как об Эльдорадо», — признает один из руководителей Toyota.
Некоторые аналитики высказывают оптимистичное мнение, что Toyota и Honda извлекли уроки из своих ошибок и могут вернуться к прежним показателям, хотя это будет трудной задачей на рынке с самым высоким уровнем конкуренции за всю историю автопрома.

В Китае сейчас конкурируют более ста автопроизводителей, включая все главные транснациональные автокорпорации.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *