Тракторный завод стоит из-за задержки комплектующих

Тракторный завод стоит из-за задержки комплектующихВвозимые Харьковским тракторным заводом (ХТЗ) комплектующие были заблокированы при прохождении харьковской таможни еще 9 октября. 18 октября предприятие было вынуждено остановиться.

Суть претензий

В минувшую пятницу Министерство доходов и сборов опубликовало пояснения по поводу инцидента. По информации пресс-службы министерства, с 9 по 17 октября в адрес харьковской таможни поступило девять таможенных деклараций от Харьковского тракторного завода.

Согласно этим документам, необходимо было купить автозапчасти в Липецке производимые и комплектующие к тракторам, двигатели, эмали и растворители, а странами происхождения указывались Россия (65%), Китай (30%) и Италия (5%).

«Однако заявленная ХТЗ цена на детали существенно отличалась от той, по которой идентичные детали ввозились в Украину в адрес других лиц, не связанных с российским поставщиком», — говорится в релизе Миндоходов, распространенном в ответ на многочисленные запросы СМИ в том числе.

В министерстве тогда же сообщили, что готовы оформить товары для ХТЗ по заявленной таможенной стоимости, если в течение десяти дней предприятие предоставит документы, «которые подтвердят отсутствие влияния взаимосвязи продавца и покупателя товаров на их цену». На момент подготовки статьи таможня официально не подтвердила готовность оформить комплектующие для ХТЗ.

Ответ машиностроителей

Ранее, уверяет Владислав Губин, проблем с налоговой и таможней у предприятия не было, серьезных задержек с выплатой экспортного НДС также. В ответ на заявление Миндоходов руководство ХТЗ в тот же день опубликовало на своем сайте информацию о том, что дополнительные декларации, требуемые харьковской таможней, были отправлены ей еще 10 октября.

«Позиция Министерства доходов и сборов Украины о том, что АО «ХТЗ» несвоевременно подало документы о подтверждении заявленной таможенной стоимости, не соответствует действительности», — говорится в заявлении ХТЗ.

В российской компании «Группа ГАЗ», контролируемой бизнесменом Олегом Дерипаской, который через отдельные компании владеет ХТЗ, сообщили, что «по имеющейся информации, в пятницу, 18 октября, комплектующие для ХТЗ прошли все таможенные процедуры». Правда, в компании не уточнили, на какой именно границе было осуществлено таможенное оформление товара.

Проблемы с прохождением комплектующих могут иметь заметные последствия для ХТЗ. «Если в ближайшее время не удастся разблокировать поставку продукции на предприятие, мы сорвем контракт, заключенный с Кубой, по которому уже получили 50% предоплаты», — рассказывает Владислав Губин.

По его словам, согласно контракту, к 5 ноября Харьковский тракторный завод должен поставить на Кубу 220 тракторов на сумму 120 млн грн. 60 млн грн покупатель уже отправил ХТЗ.

По данным старшего аналитика компании «Арт Капитал» Алексея Андрейченко, в 2012 г. ХТЗ выпустил треть всех тракторов, производимых в Украине. Лишь 20% продукции предприятия реализуется на территории Украины, что эквивалентно 4% украинского рынка сельскохозяйственных тракторов.

Большую часть продукции завод традиционно отправляет на экспорт. Так, в 2012 г. доля экспорта в продукции ХТЗ составляла 80%, а в начале 2013-го — уже 92% за счет выполнения нового заказа для Кубы. Тракторы, экспортируемые ХТЗ, в денежном выражении приносят свыше $60 млн в год, что составляет более 80?% украинского экспорта этой продукции.

Роль депутата

В день остановки ХТЗ, 18 октября, стало известно, что народный депутат Украины, почетный президент «Украинской промышленной энергетической компании» (УПЭК) регионал Анатолий Гиршфельд обратился к вице-премьер-министру Сергею Арбузову с просьбой исключить тракторы производства ХТЗ из перечня сельскохозяйственной техники, которая реализовывается с государственной поддержкой через компанию «Украгролизинг».

Эту меру депутат предложил внедрить, в случае если доля закупаемых заводом украинских комплектующих будет меньше 60%.

В тот же день Анатолий Гиршфельд обвинил руководство ХТЗ в использовании «серых коррупционных схем» для скрытого импорта китайских комплектующих. А перед этим заявлением директор по маркетингу и продажам УПЭК Роман Гиршфельд сообщил, что ХТЗ в одностороннем порядке без объяснения причин разорвал контракт с Лозовским кузнечно-механическим заводом (ЛКМЗ) на поставку мостов, и связал этот шаг с назначением на пост гендиректора ХТЗ Владислава Губина.

Губин рассказал, что мосты ЛКМЗ Харьковский тракторный перестал покупать еще в 2010 г., а сам он пришел на должность руководителя в июле 2013 г. «Дело в том, что ЛКМЗ производит морально устаревшие мосты для тракторов мощностью не выше 150 лошадиных сил. А наше предприятие нуждается в мостах для тракторов 170 и выше л. с.», — объяснил он.

Также гендиректор ХТЗ пояснил, что китайские мосты из Челябинска завод получает для производства тяжелой строительной техники, а не тракторов, как утверждает Роман Гиршфельд.

«Кроме того, китайские мосты нам обходятся дешевле на 18-20%. Производитель дает нам отсрочку платежа от 45 до 60 дней. Эти условия нас больше устраивают», — рассказал руководитель ХТЗ. Вместе с тем, Губин подчеркнул: «Мы готовы закупать мосты ЛКМЗ, если они будут соответствовать новым требования, а условия поставки будут выгоднее для нас».



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *