Операция утилизация

Операция утилизацияПочти полгода украинцы платят утилизационный сбор при покупке иномарок. Мы попытались разбирался, появилась ли за это время возможность сдать на утилизацию старую машину.

Автомобилем Таврия семья Лаврина Новицкого обзавелась благодаря его отцу. Петр Новицкий, инвалид II группы, получил машину в подарок от государства. Уже несколько лет хозяина Таврии нет в живых, а сама она давно превратилась в ненужную груду металлолома. Однако о том, чтобы утилизировать отцовскую машину, Новицкий всерьез не задумывался.

“Разве что если за нее можно будет получить какую-то компенсацию, — рассуждает он. — Но пока игра не стоит свеч”.

Украинский автопарк — это более 8 млн машин, треть из которых старше 25 лет. Летом минувшего года проблемой озаботились народные депутаты. 4 июля 2013-го Верховная Рада приняла закон об утилизации транспортных средств, которым создавалась сеть пунктов приема и разборки автомобилей. В тот же день депутаты ввели утилизационный сбор — с 1 сентября его платят производители импортных машин.

Хотя закон, призванный избавить Украину от реликтов автопрома, не работает. По данным Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), за полгода украинцы не сдали на утилизацию ни одной машины. А расходы на уплату утилизационного сбора фактически легли на плечи украинских покупателей иномарок.

Величина сбора рассчитывается с учетом базовых ставок мобилей и 11 тыс. грн. для остальных автотранспортных средств) и может достигать 30 тыс. грн. При этом отечественные производители — Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), Богдан, Еврокар и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) — от его уплаты освобождены.

За счет нового налога в украинский бюджет будет ежегодно поступать 2 млрд грн., прогнозируют в Кабмине. По сведениям Министерства доходов и сборов, за сентябрь—декабрь 2013 года он уже принес в казну 440 млн грн. Все средства поступают в специальный фонд Минэкологии. В нынешнем году из его резервов на утилизацию автомобилей будет выделено 960 млн грн. в качестве компенсации расходов пунктам приема списанных автомобилей. Еще несколько десятков миллионов пойдут на строительство десяти крупных центров утилизации.

“В Европе один такой [центр] обходится около 7 млн евро”, — рассказывает народный депутат Украины, почетный президент корпорации УкрАвто Тариэл Васадзе. По словам парламентария, первичный капитал на создание центров начнет формироваться из денег, которые украинские и зарубежные производители будут перечислять в бюджет государства. Импортеры станут уплачивать средства на границе, а внутренние производители — инвестировать в создание инфраструктуры.

Реестр пунктов приема автомобилей, подлежащих утилизации, уже существует. Сегодня зарегистрировано около 400 таких точек. Они есть в каждом городе с населением более 50 тыс. человек, их адреса можно найти на сайте Минэкологии. По данным ведомства, 103 пункта открыла корпорация УкрАвто, 89 — компания АИС. “Если вы экологически сознательны, то вы просто связываетесь с пунктом приема и привозите свой старый автомобиль”, — говорит заместитель директора департамента экологической безопасности Минэкологии Александр Семенец.

Правда, на деле все оказывается не так просто. Во-первых, утилизировать автомобиль можно лишь после того, как он снят с регистрации. Процедура сама по себе хлопотная, особенно если машина не на ходу, а именно такие машины чаще всего и нуждаются в утилизации.

В подобном случае ее придется доставлять в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел (МРЭО) на эвакуаторе — естественно, за деньги. Другой вариант — пригласить инспектора ГАИ прямо в гараж или на стоянку, чтобы он мог на месте осмотреть автомобиль.

Но устроить это проблематично. Во-вторых, большинство пунктов приема машин на утилизацию существуют лишь на бумаге.

Судя по реестру, опубликованному на сайте Минэкологии, в Киеве сдать автомобиль можно в трех местах. Однако это только теоре-
тически.

По первому адресу, на ул. Новоконстантиновской, расположены несколько автосалонов. Ни одного объявления о том, что где-то здесь принимают списанные машины, в них нет. А менеджеры салонов искренне удивляются вопросам на эту тему. На Столичном шоссе и в Балтийском переулке ситуация немного иная. Тут есть технические ресурсы и площадки для приема старых автомобилей, но все это пока не работает.

“Принимать машины мы готовы, а что с ними делать потом? Денег на утилизацию нам еще никто не давал”, — объясняет работник Автоцентра на Столичном Вадим Сорока. Похожий ответ мы услышали и в компании Автокрай-Украина, входящей в холдинг АИС. “Мы производим утилизацию автомобилей, выпущенных на КрАСЗ. Утилизационный пункт находится в Кременчуге”, — рассказывает начальник отдела сервиса компании Тарас Тимченко. По его словам, компани планирует принимать участие в госпрограмме по утилизации старых машин. “Пока ни копейки на это из госбюджета не выделено”, — констатирует Тимченко.

Сколько было утилизировано автомобилей за последние полгода, в Минэкологии изданию ответить затруднились: как отмечают чиновники, они “ждут отчетов от субъектов хозяйственной деятельности”. А вот в ВААИД дают более четкий ответ: ни одного.

“Даже если такие пункты где-то существуют, то там сидит “дядя Вася”, получает зарплату и ждет, что кто-нибудь когда-нибудь привезет ему свою машину, — возмущается генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. — А выделен на эти пункты почти 1 млрд грн.”

Между тем соавтор закона об утилизации, народный депутат Ярослав Сухой (Партия регионов), призывает не спешить с выводами. По его мнению, на то, чтобы закон реально заработал, нужен как минимум год.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *