УОЛСЛИ – первые английские автомобили

В конце XIX века английская автомобильная промышленность намного отставала от французской или немецкой. С 1896 года на территории Британии уже работал филиал германского «Даймлера», а с 1895 года англичанин Фредерик Ланчестер начал строить автомобили в единичных экземплярах, взяв за основу немецкий «Бенц». Поэтому к концу века национальная гордость англичан настойчиво требовала создания «чисто британского автомобиля».

Herbert Austin

Herbert Austin

Такой автомобиль дала стране компания «Уолсли Шип Шиэринг Мэпшн Ко» из Бирмингема, занимавшаяся до этого изготовлением машинок для стрижки овец. Пост технического директора компании в 1893 году занял молодой, но уже опытный, предприимчивый и изобретательный Герберт Остин. Машинки для овец не привлекали Остина. Мыслящий «крупными категориями» Герберт задумал перепрофилировать фирму под производство легких моторов внутреннего сгорания, а затем установить их на безлошадные экипажи.

В 1895 году Остин приобрел во Франции трехколесный автомобильчик Леона Боле и, изучив его конструкцию, через год сам сделал подобную машину, внеся значительные усовершенствования. Британский первенец имел двухцилиндровый горизонтальный мотор, что делало его компактнее и ниже. Через год последовал еще один трехколесный образец, все части к которому уже делали в Англии. С этих двух миниатюрных повозок и началась специализация «Уолсли» — легкие горизонтальные двигатели.

В 1899 году появился первый четырехколесный «Уолсли-5НР» с одноцилиндровым мотором. Эта двухместная вуатюретка и считается  «первым чисто английским автомобилем крупносерийного производства». Спереди за единственной ацетиленовой фарой располагался низкий и плоский «нос», опутанный гофрированными трубками водяного охлаждения. Эта внешняя особенность долго отличала «Уолсли» от всех прочих машин других стран и фирм.

Wolseley 5hp

Wolseley 5hp

Под капотом находился горизонтальный мотор, мощностью 4,5 силы, обращенный головкой блока вперед. Очень оригинальной была трансмиссия, включавшая ременную и цепные передачи крутящего момента, и дифференциал внутри коробки. Ножной тормоз воздействовал на шкив коробки передач, а ручной прижимал тормозные башмаки прямо к шинам задних колес. Колеса были деревянные с пневматиками. Позднее тормоз стал барабанным, а архаичный рычаг управления поменяли на круглый руль.

Wolseley  10hp

Wolseley 10hp

Следующей машиной стал в 1900 году «Уолсли-10НР» с двухцилиндровым 10-сильным двигателем, который был создан банальным соединением двух одноцилиндровых моторов. А соединив в 1902 году два двухцилиндровых мотора, Остин получил четырехцилиндровый агрегат. Автомобили имели двух- и четырехместные открытые кузова с тентом.

Появление четырехцилиндрового мотора навело Герберта на мысль о создании гоночного образца машины. Получились низкие приземистые машины с пологим треугольным капотом и клиновидной передней частью с аккуратно уложенными по ней трубками охлаждения. Машины назывались «Битлз» («жуки») и активно участвовали во многих гонках начала века. При мощности 30 л.с., они достигали скорости 80 км/ч.

«Уолсли» с горизонтальными моторами были первыми английскими серийными автомобилями. В 1901 году их было продано 327 штук, а через два года – 800, что в то время считалось огромным количеством.

В 1905 году руководство фирмы решило начать выпуск новой серии с вертикальными моторами, но Остин воспротивился, что стоило ему поста генерального менеджера. Он ушел с «Уолсли» и организовал собственную компанию, где приступил к изготовлению машин, но уже тоже с вертикальными моторами.

Wolseley 96НР Beetle

Wolseley 96НР Beetle

На «Уолсли» же серию машин Остина собирали до 1906 года, а потом переключились на вертикальные четырехцилиндровые двигатели по проекту инженера Джона Сиддли. Соответственно, автомобили получили название «Уолсли-Сиддли». К началу I мировой войны фирма делала 3000 машин в год и была в числе крупнейших английских автомобильных компаний.

Компания «Уолсли» до наших дней не дожила. Самую громкую славу компании принесли именно первые машины, а также созданный в середине 30-х годов XX спортивный «Хорнет». Затем компания производила варианты популярных «остинов» и «моррисов», а в 1976 году прекратила существование, сгинув в конкурентной борьбе.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *