Рождение «Кадиллака»

Cadillac EmblemСегодня марка «Кадиллак» ассоциируется у нас с большими мощными и комфортабельными американскими автомобилями – символом успеха и процветания владельца. Но начиналось эта престижная марка с маленьких моторных повозок похожих на такие же экипажи Г.Форда и Р.Олдса.

Генри Мартин Лиланд

Генри Мартин Лиланд

У колыбели марки «Кадиллак» стоял еще один из пионеров американского автомобилестроения и основатель мощнейшей в мире автомобильной индустрии Генри Мартин Лиланд (1843 – 1932) – выдающийся организатор массового производства и внедрения стандартизации.

В молодости Лиланд поработал в нескольких компаниях в США и Канаде, где занимался производством металлообрабатывающего оборудования, паровых машин для судов, а позднее легких бензиновых двигателей для Олдса и Форда. При этом стоит вспомнить то, что еще в 1890 году выпускавшиеся Лиландом станки-автоматы применялись при изготовлении большого числа абсолютно одинаковых оружейных деталей для фабрики Кольта. Взаимозаменяемость деталей в «кольтах» была полнейшей. Это и навело Лиланда  на мысль внедрить опыт стандартизации и унификации в автомобилестроение, что позволило бы снизить стоимость автомобилей, увеличить выпуск и поставить на  поток ремонт и техническое обслуживание.

Эти идеи кажутся сегодня банальной истиной. Но в начале XX века никто до Лиланда о такой взаимозаменяемости и не помышлял. Первые автомобили изготавливались порой без чертежей, «по наитию», а индивидуально изготовленные детали не были взаимозаменяемыми.

Интересно, что у истоков марки «Кадиллак» стоял сам Генри Форд, когда он еще работал в должности инженера в Детройтской автомобильной компании выпускавшей машины его конструкции. Форда не устраивала недальновидная политика пайщиков компании, для которых быстрая нажива была превыше всего и, в марте 1902 года, он покинул компанию, которая затем попала в руки Лиланда, скупившего контрольный пакет акций.

Читателю на заметку: каждому автомобилисту полезно иметь контакты надежной компании, занимающейся эвакуацией авто. Служба помощи на дорогах "Дядя Чарли» — http://www.angelcharlie.ru одна из таких компаний. Служба помощи имеет всю необходимую технику (эвакуаторы-манипуляторы), позволяющую погрузить автомобили любых классов: от маленьких машин до внедорожников.

Когда встал вопрос о выборе звучного имени для новой фирмы кто-то вспомнил, что Детройт когда-то основал офицер французских колониальных войск Антуан Ломэ де ля Мот-Кадийяк. Так в 1903 году появилась американская автомобильная компания «Кадиллак Мотор Кар Компании». Руководимая Генри Лиландом компания поставила цель организовать массовое производство автомобилей с полностью унифицированными деталями и узлами.

Cadillac - A

Cadillac — A

Первый «Кадиллак-А» в целом был аналогом «Форда–А», за исключением двигателя, который конструктивно отличался от фордовского. Внешне автомобиль тоже походил на «Форд-А», как и на любой другой американский автомобиль начала ХХ века. Это была легкая и  высокая открытая двухместная моторная тележка.

Некоторые историки представляют Г. Лиланда противником идеи дешевого автомобиля, которую проповедовал Генри Форд, но на самом деле это не так. Оставаясь непримиримыми соперниками, Лиланд и Форд делали одно большое общее дело, давая американцам добротные простые и технологичные автомобили по доступной цене. В техническом плане автомобили тоже долгое время были весьма близки. Первое время «Кадиллак» был даже несколько проще «Форда» и из-за этого немного дешевле. В 1903 году «Форд-А» продавался за 850 – 950 долларов. Лиланд снизил цену своей машины до 800 долларов. Кузов «Форда» стоил 100,  а «Кадиллака» 50 долларов. Так в острой конкуренции и производились первенцы двух великих автомобильных марок.

Генри Лиланд возле автомобиля Cadillac -B. 1905 г.

Генри Лиланд возле автомобиля Cadillac -B. 1905 г.

Подобно Форду, Лиланд сразу же начал разнообразить линейку модификаций  автомобиля. Вслед за двухместным, появился четырехместный автомобиль, затем модель «В» с кузовом купе, трехместная модель «С», полуспортивная — более низкая модель «S», четырехместная модель «Т». Отличия этих разновидностей были чисто внешними. Конструкция всех машин была абсолютно одинаковой, а цена самой большой из них не превышала 1000 долларов.

Главный рекламный слоган фирмы «Кадиллак» в то время был: «Превыше всего качество – цена вторична!»

В 1908 году в Англии три автомобиля «Кадиллак–К» на глазах зрителей были разобраны, детали перемешаны, после чего автомобили снова собрали. После этого машины совершили 800-километровый пробег без единой поломки. Это стало сенсацией! Такого автомобильный мир еще не знал. Курс на унификацию массового производства начал приносить ощутимые реальные результаты.

Первые «Кадиллаки» заложили фундамент успеха марки, в основу которого, на многие годы, легло высокое качество изготовления автомобилей. Марка «Кадиллак» стояла у истоков крупнейшего в мире автомобильного концерна «Дженерал Моторс», флагманом которого она является и сегодня.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *