Рэнсом Олдс и его ОЛДСМОБАЙЛ «КАРВЕД ДЭШ»

Ransom E. OldsВ США на рубеже XIX – XX веков самодеятельных автоконструкторов было не меньше в Европе, но о большинстве из них, кроме Генри Форда, почти ничего не известно.

Один из них — Рэнсом Эли Олдс (1864 — 1950) получил технические навыки на механической фабрике своего отца в Лансинге, но в 1891 году ушел оттуда и открыл собственную мастерскую, где стал заниматься бензиновыми и паровыми двигателями. Затем построил пару повозок, причем один паровичок удалось продать даже в далекую Индию.

В то время в Америке над легкими бензиновыми экипажами трудились Фрэнк и Чарльз Дюреа, Генри Форд, Чарльз Кинг, Элвуд Хайнс и другие. Олдс знал об этих экспериментах и тоже всерьез взялся за бензиновые повозки. Первую он построил в 1896 году. Это была высокая четырехместная тележка на огромных колесах с двигателем, расположенным в центре. Подобная схема была типично американской и получила название «багги» или «догкарт» (собачья тележка).

Предприимчивость Олдса заставляла думать о том, как быстрее наладить производство и побольше заработать. Рэнсом перебрался в Детройт, познакомился там с Генри Фордом и проникся его идеями. С помощью промышленника и финансиста С.Л.Смита, он в 1896 году основывает компанию «Олдс Мотор Уоркс» и выпускает несколько высоких «багги» с одноцилиндровым мотором.

Знакомство с Фордом сильно повлияло на всю последующую жизнь Олдса. Он тоже старался сделать массовый, легкий простой автомобиль для народа. Забегая вперед, скажем, что это ему удалось и даже раньше, чем знаменитому Форду. В 1899 году Олдс взялся за проект автомобиля с расчетом, чтобы его цена не превышала 1250 долларов. Это должен был быть «настоящий» уютный автомобиль на небольших колесах с пневмошинами и электрическим зажиганием. Уже было сделано несколько опытных моделей, но они сгорели в марте 1901 года, когда пожар спалил весь заводик.

Однако один экземпляр все-таки случайно уцелел. Этот образец и стал родоначальником новой серии автомобилей Олдса. Чтобы помочь Олдсу, его друг Рой Чэпин совершил на этой машине беспрецедентный пробег из Детройта в Нью-Йорк, где она демонстрировалась на промышленной выставке и вызвала восторг у посетителей. Все в том же 1901 году их было сделано и продано 425 штук!

curved dashЭтот автомобиль Олдса модели К – самый знаменитый среди машин первых лет существования компании. За характерную внешность его назвали «Карвед Дэш» или «загнутый фартук». Фамилия изобретателя вскоре преобразовалась в марку «Олдсмобайл» или «автомобиль Олдса».

Автомобиль оказался предельно простым, легким и неприхотливым. В центре шасси под сиденьями стоял очень тихий горизонтальный одноцилиндровый мотор в 4,5 силы. Компактная планетарная коробка передач давала только две скорости вперед. На машине впервые в мире появился спидометр системы Джонсона. Главная передача была цепной, а управлялся автомобиль сначала длинным рычагом, а потом его заменил круглый руль.

Первый «Олдсмобайл» стоил всего 650 долларов и был первым в мире серийным автомобилем, выпускавшимся на неподвижных постах. Четкая организация производства позволила за первые два года сделать 3000 машин, а в 1904 году — 5508 штук.

Curved Dash производство

«Олдсмобайл Карвед Дэш» вошел в историю как прообраз знаменитого «Форда-Т». С ним можно познакомиться во многих музеях мира. С этой машиной тесно связана история российского автостроения. В 1903—1906 годах ее по лицензии выпускали на заводе «Дукс» в Москве и «Аксай» в Ростове-на-Дону.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *