Панар-Левассор (Panhard et Levassor)

На рубеже ХIХ – ХХ веков в Европе происходила бурная техническая революция. Наряду с Германией на острие прогресса была и Франция. Автомобилизация Франции началась с деятельности двух молодых инженеров Рене Панара и Эмиля Левассора, которые решили на базе руководимой ими фабрики по производству дереобрабатывающих станков организовать автомобильное производство. Панар-ЛевассорВ 1887 году умер личный друг Левавссора Эдуард Саразэн имевший лицензию Готлиба Даймлера на изготовление во Франции его двигателей. Панар и Левассор продолжили дело Саразэна и организовали производство двигателей и продажу их другим компаниям, в частности Пежо (Peugeot), а с 1891 года приступили к собственному производству автомобилей.  К безусловной заслуге Левассора в автомобилестроении можно отнести то, что он первый отказался от заднего расположения мотора в экипаже и первый создал машину «Panhard et Levassor 3СV» с передним расположением двигателя прикрытого капотом, приводом на задние колеса через коробку передач, имевшую смещающиеся шестерни. То есть Левассора можно по праву  считать автором компоновки автомобиля, ставшей на многие годы классической.

Бурному росту престижа марки  способствовали победы автомобилей «Панар-Левассор» в первых в мире автомобильных гонках Париж-Руан 1894 года, Париж-Бордо-Париж 1895 года, Париж-Марсель-Париж 1896 года и в ряде последующих соревнований.

Эмиль Левассор лично управлял своими автомобилями и вел их к победе в гонках. Во время гонки Париж-Марсель-Париж в 1896 году он попал в аварию и получил серьезные травмы, от которых скончался в 1897 году.

panhard VBRКроме первенства в создании автомобиля классической схемы, фирме «Панар-Левассор» принадлежит первенство в разработке и серийном производстве грузовых и специальных автомобилей для нужд армии. Уже в 1897 году автомобили фирмы участвовали в военных маневрах. Бронемашины марки «Панар» и сегодня несут службу в армии Французской Республики и армиях ряда других государств.

Идя в авангарде технического прогресса фирма, на протяжении своей истории, являлась пионером в применении многих интересных технических решений. Так, на протяжении длительного времени, фирма строила автомобили с бесклапанными двигателями, оснащенными золотниковой системой газораспределения системы Найта.

Наиболее интересен созданный в 1937 году автомобиль «Dynamic» с центральной трубчатой рамой, необычными обтекаемыми формами кузова, утопленными в крылья фарами и закрытыми сбоку колесными нишами. Переднее сиденье автомобиля было трехместным, причем место водителя располагалось посередине.

Panhard Dynamic

После второй мировой войны был начат выпуск малого и дешевого переднеприводного автомобиля «PanhardDyna» с двухцилиндровым оппозитным мотором воздушного охлаждения объемом 610 куб.см. «Дина» регулярно модернизировалась. Ее последняя модель- купе «Dyna-24СТ» появилась в 1964 году. В 1967 году фирму «Панар» купил «Ситроен». Бренд «Panhard» остался за колесной военной техникой.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *