Нессельсдорфер «Президент»

Знатокам автомобильной истории хорошо известно, чем знаменит уютный североморавский городок Копрживнице в Чехии. Здесь находится главный завод чешской компании «Татра» хорошо известной своими прочными и выносливыми грузовыми автомобилями, трамваями, а некогда и легковыми автомобилями класса «люкс».

president_1898История марки восходит к 1853 году, когда здесь, на территории монархической Австро-Венгрии, неким Игнацем Шусталой была основана каретная мастерская. Мастерская эта работала весьма успешно, выпуская ежегодно до 1200 конных повозок для различных слоев населения от повозок для простого люда, до изысканных карет для австро-венгерской аристократии и имела филиалы в Вене, Берлине, Вроцлаве, Киеве и Черновцах. Когда в 1882 году рядом проложили железную дорогу, то компания  «Schustala & Company» стала производить и железнодорожные вагоны. Постепенно мастерская превратилась в заводик, переименованный, в 1891 году, в «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft».

Именно здесь в 1897 году появился первый в Австро-Венгрии и первый в Центральной Европе бензиновый автомобиль, получивший помпезное имя «Президент». Идея создания автомобиля пришла, когда в Копрживнице привезли из Германии фаэтон Бенца и запасной мотор к нему. Автомобиль стали использовать для заводских нужд, а мотор решено было разобрать и изучить. Именно тогда и появилась идея приспособить двигатель Бенца к стандартной четырехместной коляске типа «Милорд» и,  недолго думая,  поместили его в приделанный в задней части коляски ящик. В тот период все первые автомобили имели заднемоторную схему. И хотя, впоследствии, почти все автомобилестроители перешли к переднему расположению двигателя, чешский завод «Татра» выпускал свои люксовые легковые автомобили с задним расположением двигателя вплоть до последних экземпляров, сошедших с конвейера в 1989 году.

president_1898 c b s ekipagem jpgВ основе автомобиля лежали двигатель, карбюратор и система зажигания Бенца, скопирована была и система привода ведущих колес. Но и чешские «мастеровые» внесли немало своих новшеств в конструкцию машины. Так система охлаждения стала включать кроме радиатора еще конденсаторы для образующегося пара и дополнительные бачки для воды. Сама карета, при переделке в автомобиль, сохранила огромные колеса и их подвеску на рессорах, но передние колеса поворачивались уже на шкворнях, а не на поворотном круге, и управлялись рулем, напоминавшим велосипедный. От кареты на автомобиль перешел и огромный тент, накрывавший все четыре места и карбидные фонари освещения. От кареты остался и механический счетчик пройденного пути. Тормозился автомобиль ножным ленточным тормозом, воздействовавшим на задние тормозные барабаны. А также тормозными башмаками, прижимавшимися к ободу задних колес ручным рычагом.

С «Президентом» связана судьба известных, впоследствии, чешских автомобильных конструкторов: Леопольда Свитака, Ганса Ледвинки и Эдуарда Румплера, заложивших своеобразную чешскую школу автомобилестроения и во многом опередивших технические решения инженеров-современников.

Сам же «Президент», созданный в единственном экземпляре, в 1898 году совершил с полным экипажем пробег в Вену на промышленную выставку, проехав за сутки 328 километров. Сегодня автомобиль можно увидеть в Техническом музее Праги. «Президент» был один, но стал родоначальником обширного семейства разнообразных автомобилей уважаемой марки «Татра».

President



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *