МЕРСЕДЕС — 35 PS. Рождение знаменитой марки

В конце XIX века компания «Даймлер Моторенгезельшафт» весьма успешно конкурировала с французскими «Пежо» и «Панар», а также с «земляком Бенцем».

Готлиб Даймлер

Готлиб Даймлер

В 1893 году первый автомобиль компании экспонировался в США. В 1896 году компания открыла филиал в Англии, а в 1899 году – в Австрии. В 1897 году Даймлер выпустил модель «Феникс» с передним расположением четырехцилиндрового двигателя.

Вильгельм Майбах

Вильгельм Майбах

После того как Готлиб Даймлер умер в 1900 году, управление фирмой взял на себя главный инженер Вильгельм Майбах, а сын Даймлера Пуль возглавил австрийский филиал фирмы в Вене. Талантливый инженер Майбах, которому многие историки приписывают создание первого в мире автомобиля, в жизни был довольно скромным человеком и до этой поры находился в тени своего шефа и друга Готлиба Даймлера.

Выйдя на передний план, Майбах вслед за «Фениксом» приступил к созданию еще более совершенного автомобиля. Автомобиль имел классическую компоновку: двигатель спереди, ведущие колеса задние. Рама машины была стальной лонжеронной. На автомобиле стоял двухблочный четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель мощностью 35 л.с. с водяным охлаждением, топливным насосом и двумя карбюраторами. Радиатор имел сотовую мелкоячеистую структуру из 8070 ячеек. Водой охлаждался и трансмиссионный ленточный тормоз. Электрическое зажигание рабочей смеси с механическим прерывателем разработал знаменитый электротехник Роберт Бош.

Читателю на заметку: проект Grandparts (grandparts.com.ua) предлагает широкий ассортимент  автозапчастей для грузовых автомобилей, запчасти для европейских и японских автомобилей. Компания также предлагает услуги СТО: компьютерная диагностика; корпоративное обслуживание; кузовной ремонт; ремонт двигателя и многое другое.

В конструкции автомобиля уже широко применялись шариковые подшипники. Коробка передач была четырехступенчатой и управлялась рычагом, качающимся в кулисе. Рабочие тормоза были барабанными и только на задних колесах. В целом конструкция автомобиля была очень прогрессивной и во многом даже новаторской, но главная передача оставалась, по-старинке цепной. Первым в новой серии машин был создан двухместный гоночный автомобиль, и лишь затем стали делать дорожные автомобили с кузовом «дубль фаэтон».

У создания этого автомобиля и возникновения его имени «Мерседес» есть своя отдельная предыстория, которая в рассказах различных автомобильных летописцев имеет свои нюансы, но в целом ведет к австро-венгерскому консулу в Ницце Эмилю Еллинеку.

Консул Австро-Венгрии на Лазурном Берегу Эмиль Еллинек был весьма успешным бизнесменом в страховом и биржевом бизнесе, а также успешным дилером Даймлера на юге Франции, а еще и организатором гонок и автогонщиком. Эмиль души не чаял в своей дочери, мать которой умерла, когда девочке было четыре года. Звали девочку Адриана Мануэла Рамона Мерседес. Обе виллы Еллинека в Ницце носили имя Мерседес I и Мерседес II, три яхты тоже носили имя Мерседес I , II и III. Не удивительно, что эксцентричный и яркий человек, которого за глаза французы звали «мсье Мерседес», решил продавать автомобили под собственным брендом, который естественно был «Мерседес». Такое условие Еллинек не постеснялся поставить самому Даймлеру: «…те машины, которые я продаю здесь, будут называться «Мерседес».

Посетив фирму «Daimler Motoren Gesellschaft» и заключив с Даймлером договор о сотрудничестве, Еллинек стал продавать машины «Феникс» десятками и участвовать на них в автогонках. В 1900 году на гонке в Ницце один из «Фениксов» опрокинулся в первом же повороте и погубил старшего механика DMG. Компания решила было отказаться от дальнейшего участия в гонках, но Эмиль Еллинек яростно отстаивал необходимость участия в автоспорте, видя в нем отличную рекламу марки, но при этом настаивал на производстве машин более широких и низких, с тем, чтобы низкий центр тяжести добавил им устойчивости.

Впоследствии, Вильгельм Майбах неоднократно подтверждал, что эти предложения Эмиля Еллинека были учтены при проектировании нового автомобиля. Он имел высоту всего 1,6 метра, а колея возросла до 1400 мм, что на 200-300 мм шире, чем тогда было принято. Новые машины уверенно побеждали в гонках, развивая скорость до 85 км/час.

Это был громкий успех!  Марку «Мерседес» (по-немецки звучит как Мерцедес с ударением на втором «е») запатентовали 23 февраля 1902 года. Эмиль Еллинек в 1903 году официально взял себе вторую фамилию и стал именоваться Еллинек-Мерседес. А автомобиль стал называться «Мерседес -35 PS». Вслед за этим автомобилем, «Мерседесами» стали называться все легковые автомобили Даймлера, а затем также грузовики и автобусы.

Мерседес 35 PS и первые автомобилисты XX века

Между тем, звезда Э.Еллинека-Мерседеса «покатилась к закату». Он, со свойственной ему горячностью, пытался прессовать «Daimler» за имевшиеся недочеты, что переполнило чашу терпения и, в 1905 году, компания учредила во Франции собственного дистрибьютора. Во время Первой мировой войны Э.Еллинек-Мерседес был репрессирован правительством Франции, его имущество было конфисковано, а умер он в нейтральной Швейцарии в 1918 году.

В.Майбах покинул фирму в 1907 году. В 1926 году «Daimler» поглотил конкурирующую компанию «Benz & Cie», а автомобили стали называться «Mercedes-Benz».

Дочь Еллинека, чье имя стало именем знаменитой марки, Мерседес Еллинек,  известная как баронесса Вейгль, скончалась в 1929 году в Вене.

Сам же первый «Мерседес 35 PS» послужил основой для создания новой мощной и совершенной машины компании — «Мерседес Симплекс».



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *