Марнское такси — «Рено AG/AG 1»

Окрыленные успехом своей первой вуатюретки братья Рено взялись за автомобильное дело с повышенной энергией. Они начали строить огромный по тем временам завод в Бийянкуре. Рено участвовали почти во всех гонках, а в конструкции машин широко использовали двигатели и узлы других фирм, что позволяло сократить сроки подготовки серийного производства. Так, в 1900 году автомобили «Рено» получили одноцилиндровый, а с 1902 года — двухцилиндровый двигатель «Де Дион».

Одновременно на «Рено» разработали  собственные четырехцилиндровые  двигатели с двумя отдельными блоками, боковыми клапанами,  зажиганием от магнето и термосифонным охлаждением. В 1904 году автомобили «Рено» приобрели специфическим внешний вид с низким тупым покатым «носом» и радиатором, расположенным между моторным отсеком и салоном. Эта схема просуществовала до 30-х годов и стала своеобразной «визитной карточкой», по которой безошибочно узнавали продукцию этой компании.

В 1905 году наступил очередной этап в развитии «Рено». Были выпущены первые модели AG с двухцилиндровыми моторами объемом 1,1 литра. В это время фирмой выпускались и более дорогие и роскошные машины с четырех- и шестицилиндровыми двигателями объемом до 9,5 литров. Но основой всей серии и самыми популярными машинами марки «Рено», в то время, оказались именно малолитражки AG. Именно они принесли «Рено» известность и признание во многих странах Европы. На их долю выпала честь стать одним из самых знаменитых автомобилей начала XX века, и легендарным в истории Франции.

Легкий автомобиль «Рено-AG» внешне очень походил на «Попюлер» де Диона. Считается, что форму радиатора и всей передней части Луи Рено позаимствовал у этого автомобиля, поставив  радиатор позади мотора.

С точки зрения современного человека, такая компоновка обеспечивала повышенные аэродинамические качества, хотя в начале ХХ века об этом вообще и не помышляли. Такая схема была просто удобнее и компактнее.

На «Рено-AG» спереди стоял двухцилиндровый рядный мотор объемом 1060 см3 развивавший 12 лошадиных сил. Мотор имел нижние боковые клапаны, зажигание от катушки  высокого напряжения и магнето, водяное охлаждение. Для прогона воздуха через радиатор служил вентилятор, расположенный на заднем конце коленчатого вала. Трансмиссия была достаточно традиционной  конусное сцепление, трехступенчатая коробка, главная передача с дифференциалом  внутри жесткой оси. Не отличались оригинальностью лонжеронная рама, рессорные подвески, барабанные  тормоза.

В 1907 году автомобиль модернизировали, установив новый двигатель объемом 1206 см3 мощностью 14 л.с. и увеличив колесную базу, что позволило предлагать более просторные и удобные кузова. В основном, «Рено-AG» были двухместными открытыми со складным верхом автомобилями, а на удлиненном шасси ставили четырехместные дубль-фаэтоны, закрытые лимузины и ландо. Имелись также двухместные спортивные родстеры, фургоны и пикапы.

AG1 roadster 1908

AG1 roadster 1908

«Рено-AG 1» появился в 1907 году и внешне совсем не отличался от базового AG. Фактически он был eго удлиненной модификацией и оснащался преимущественно четырехместными кузовами. Основным в ряду AG1 был автомобиль пониженной до 10 — 12 л.с. мощности, с закрытым кузовом «ландо» для двух пассажиров и простым навесом над местом водителя.

Благодаря прочности и надежности эти автомобили стали в 1908 -1914 годах самыми популярными парижскими такси, а их кузов стал называться «Такси-ландоле». К началу первой мировой войны таких таксомоторов в Париже было уже больше 2000 штук. Именно этому простенькому автомобилю было суждено сыграть особую историческую роль в судьбе Французской Республики, за что жители страны окружили его неувядающим почетом, и он, под именем «Марнское такси», стал одной из главных национальных реликвий Франции. Сохранившиеся образцы «Рено-AG 1» выставлены в самых почетных музеях страны – Парижском музее армии и в Соборе инвалидов, неподалеку от гробницы Наполеона.

А произошло следующее. В начале сентября 1914 года германские войска, форсировав реку Марна, готовились решающим броском овладеть столицей Франции Парижем. В это время в самом Париже скопилось большое количество французских регулярных войск и резервистов, но их оперативная переброска на фронт представляла практически неразрешимую проблему из-за невозможности оперативно и тайно перебросить необходимое количество войск по железной дороге.

Taxi de la Marne`

Taxi de la Marne`

Но благодаря историческому решению генерала Галлиени, приказавшему срочно реквизировать все парижские такси и частные автомобили для переброски войск, Париж был спасен. Одних только такси, большинство из которых были те самые красные «Рено-AG 1»,  набралось больше тысячи. В течение 5 и 6 сентября с их помощью войска и резервисты были переброшены на фронт за 50 километров от столицы. Это была крупнейшая военно-транспортная операция, аналогов которой история еще не знала. Она положила начало широкому использованию автомобилей для военных нужд.

Итак, немцы, которые уже планировали триумфальный парад на Елисейских полях, неожиданно обнаружили перед собой огромное количество свежих французских войск. Это привело их в состояние шока.

А объединенные свежие франко-английские силы, в битве на Марне, наголову разбили неприятеля и отбросили от стен Парижа, что явилось поворотным моментом во всей военной компании на западном фронте.Парижские такси «Рено» стали называть «марнским такси», а французы говорили: «Такси спасли Париж».

Renault-Type-AG-1906

Марнское такси Renault-Type-AG-1906

В дореволюционной России автомобили «Рено» были также известны. В 1911 году в Санкт-Петербурге числилось 54 автомобиля «Рено», и это было 6 место из 101 марки присутствующих в Российской столице автомбилей.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *