Лаурин и Клемент

Laurin_Klement_2Однажды, в 1894 году, один мелкий книготорговец из чешского городка Млада Болеслав, относившегося тогда к  Австро — Венгрии, обратился в местный филиал германской фирмы «Зейдель унд Нойманн» с просьбой отремонтировать его велосипед. В этом ему было отказано, по той причине, что заявление было написано по-чешски, а не по-немецки. Пришлось чеху обратиться к местному слесарю – земляку из соседнего городка Турнова.

the_founders_vaclav_laurin_and_vaclav_klement_large_151619

Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент

Чехи познакомились, поговорили, да и решили открыть свою мастерскую по ремонту велосипедов. Вскоре от ремонта они перешли к производству велосипедов под маркой «Славия». А за окнами мастерской уже трещали, иногда, моторами первые самоходные экипажи, и компаньоны решили не оставаться от моторизации в стороне.

Вскоре в Младо Болеславе появился мотоцикл «Вернер», созданный во Франции российскими эмигрантами — братьями Михаилом и Евгением Вернерами. Этот образец и послужил прообразом для создания первого чешского, да и первого в Австро — Венгрии и Центральной Европе двухколесного моторного транспортного средства. В 1898 году первый чешский мотоцикл получил марку «Лаурин и Клемент».

laurin_klement_1903-12648

Мотоцикл «Laurin&Klement» 1903 г.

Бывший книготорговец, сын почтальона, Вацлав Клемент (1868 – 1938) и бывший велосипедный механик Вацлав Лаурин (1865 – 1930) стали основателями первого чехословацкого мотоциклетного, а позднее и автомобильного производства.

Первый мотоцикл только задал темп стремительному росту и успехам компании. Уже в 1905 году чехословацкий гонщик на мотоцикле «Лаурин и Клемент» стал чемпионом мира. Лицензию на изготовление мотоцикла этой марки приобрели многие зарубежные компании. За первые шесть лет было разработано 19 моделей мотоциклов. С 4 человек, работающих в компании в 1896 году, коллектив компании вырос к 1905 году до 320 работников, а парк механического оборудования достиг 170 станков. Прогресс конструкции машины от двухколесного мотоцикла к полноценному автомобилю развивался по схожей для пионеров моторизации тех лет схеме. В 1901 году был построен трехколесный экипаж с двухколесной тележкой впереди и мотоцикла в задней части. А после этого настала очередь четырехколесного квадрицикла, а далее уже и полноценного автомобиля.

motocikly

Мотоциклы "Laurin&Klement

"

Автомобиль был создан в конце 1905 года. Его назвали «Лаурин и Клемент» тип А. Это была легкая двухместная вуатюретка с открытым кузовом и тентом. Первый чехословацкий автомобиль получился очень удачным и пользовался большой любовью у населения. Чехи и словаки, которые считали себя униженными Австро — Венгерской монархией, очень им гордились. Изящный и компактный «Лаурин и Клемент», сразу завоевал, одну за другой, три престижных  медали на автосалонах в Лондоне, Милане и Вене.

L&K

Автомобиль «Laurin&Klement» Typ A. 1905 г.

Шасси автомобиля покоилось на швеллерной раме с поперечинами. Подвеска была рессорной. V-образный 7-сильный двухцилиндровый мотор имел водяное термосифонное, с вентилятором, охлаждение. Зажигание осуществлялось от магнето и имело регулировку опережения на руле. Смазка была довольно примитивной и требовала дополнительной подкачки масла ручным насосом через каждые 5 – 10 километров пути. Коробка передач имела три ступени и заднюю передачу. Сцепление было конусного типа. Ручной тормоз воздействовал на задние колеса, а ножной – на барабан в трансмиссии. В целом конструкция машины была довольно типичной для недорогих автомобилей начала XX века.

Спрос на машины «Лаурин и Клемент» быстро рос. В 1906 году появилась более мощная модель В, через год — C и т.д. Автомобилей модели А до1911 года было выпущено всего 55 штук. Последующие модели выпускались уже партиями. Некоторые из них стали основой для создания гоночных автомобилей развивавших скорость до 130 км/час. Три машины в 1908 году участвовали в пробеге Санкт-Петербург — Москва.

test_3_lk_fdl_1906

Грузовой «Laurin&Klement» FDL 1906 г.

Вслед за легковыми машинами, стали появляться спортивные, грузовые, специальные и автобусы с эмблемой «L&К» на радиаторе. До 1914 года конструкторами компании было разработано 40 типов автомобилей и 20 типов двигателей. Во многих городах России до 1917 года автомобили «Лаурин и Клемент» были наиболее распространенными иностранными машинами.

Так, постепенно, небольшая велосипедная  мастерская развилась в одну из крупнейших автомобильных компаний Европы. После I Мировой войны, компании, для выживания, потребовалось объединение с мощным индустриальным партнером. В 1925 году компания «Лаурин и Клемент» слилась с машиностроительным концерном «Шкода» из города Пльзень, который был основан еще в 1869-м Эмилем Шкодой. В настоящее время чешские автомобильные заводы «Шкода» входят в состав концерна «Фольксваген».

test_11_skoda_350_1925

Последний «Laurin&Klement» — первая «Skoda». Модель 350. 1925 г.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *