Граф Альбер де Дион и его «Попюлер»

Граф Альбер де Дион – это имя не очень известно россиянам. Между тем этот человек сыграл видную роль в истории мировой автомобилизации. Граф начинал свою деятельность еще во время паровых экипажей, он принимал активнейшее участие в организации первых автомобильных гонок, в становлении автомобильной промышленности и совершенствовании конструкции автомобилей. Выдающийся конструктор, автогонщик и общественный деятель Альбер де Дион известен во всем мире как «отец французского автомобилестроения».

Граф Альбер де Дион

Граф Альбер де Дион

В сфере бензиновых машин де Дион начал с создания в конце XIX века легкого моторчика и постройки на его основе сначала трицикла, а затем и легкого четырехколесного квадрицикла. С этого-то квадрицикла и началось восхождение французской «автомобильной звезды». В 1900 году компания DeDionBouton выпустила 400 автомобилей и 3200 двигателей, став крупнейшей автомобильной компанией в мире.

В своей конструкторской деятельности граф де Дион чутко реагировал на тенденции развития автомобилестроения, но…иногда ошибался. Так он ошибся, увлекшись созданием «паровиков», когда уже существовали бензиновые моторы или когда, следуя общей тенденции, развивал в своих конструкциях заднемоторную схему. Но к чести де Диона — он умел быстро и решительно перестраиваться, даже если требовалось начинать все сначала, и был риск отстать от конкурентов в продажах машин. Так с появлением в самом конце XIX века переднемоторных машин «Даймлер» и «Панар-Левассор», Альбер понял, что за этой схемой будущее и, чтобы не отстать, надо решительно перестраивать конструкцию своих популярных заднемоторных вуатюреток.

Итак, граф де Дион вновь решился на резкое изменение технической политики и приступил к созданию переднемоторного автомобиля, который он назвал «Попюлер» — что значит «популярный», доступный для многих. Таким образом, в понимании того, что ключ к успеху в бизнесе заключается в доступности автомобиля для простого народа, де Дион намного опередил Генри Форда с его народным «Фордом–Т».

Одновременно Альбер работал над усовершенствованием своих двигателей и щедро продавал патенты на них другим известным автопроизводителям, включая «Рено», «Деляж» и даже заокеанский  «Пирс-Эрроу».

И вот в 1902 году «Попюлер» был создан. В его внешности не осталось и следов похожести на конные экипажи – это был большой шаг вперед. Рама автомобиля была легкой трубчатой. На машине все еще  использовался одноцилиндровый мотор собственного производства объемом 0,7 -1,0 литра развивавший, в зависимости от исполнения, от 6 до 12 л.с. Мотор агрегатировался с простенькой двухступенчатой коробкой, управляемой рычагом, размещенным рядом с рулевой колонкой. У машины имелся задний ход. Рулевая колонка располагалась наклонно, а не вертикально, что в то время тоже было новаторским решением. Задний мост был, конечно, типа «Де Дион» с очень малой неподрессоренной массой, что обеспечивало повышенную плавность хода. Мост и передняя ось подвешивались к раме на эллиптических рессорах. Ножной тормоз был ленточным и воздействовал на выходной вал коробки передач, а ручной на тормозные барабаны в задних колесах.  

Де Дион-Бутон «Популер» Y (De Dion-Bouton «Populaire» Y) 1904 г.

На примере автомобиля «Де Дион-Бутон Попюлер» хорошо прослеживается тот прогресс, который прошла конструкция автомобиля за двадцать, с небольшим, лет своего существования – от примитивных решений, основанных на использовании конных экипажей, до автомобиля с современной схемой расположения агрегатов.

Автомобили «Попюлер» действительно стали популярными. Они были очень просты, неприхотливы и доступны для людей не слишком богатых. В течение 10 лет производства машина постоянно совершенствовалась. С 1902 по 1904 г. автомобили моделей: H, N, O, R, V, Y оснащались моторами 698, 864 и 943 см3 мощностью 6, 8 и 9 сил. Затем на модели X и Z стали монтировать двухцилиндровые моторы 1058 см3 мощностью 10-12 л.с. и трехступенчатую коробку передач. Все эти модели имели открытый деревянный кузов.

В 1904 году прибавился четырехместный кузов «дубль фаэтон», а в 1905 появился шестиместный, 10-сильный «Попюлер-AB» с кузовом «тонно» и балдахином. Последние машины моделей AL, BG, BS, CD, DG имели объем двигателя до 1727 см3 и мощность до 25 л.с.

Автомобиль «Попюлер» знаменит тем, что в начале XX века был самым массовым автомобилем в Европе. В отдельные месяцы выпуск достигал 200 экземпляров, а всего было выпущено около 30 тысяч машин. С помощью «Попюлер» Альбер де Дион значительно улучшил финансовые дела компании, что позволило ему расширить гамму моделей за счет более мощных и дорогих моделей, в основе которых лежал все тот же «Попюлер». Этот же автомобиль стал прообразом российского автомобиля фабрики «Фрезе».



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *